Картины ради мира.
Рисунки Геннадия Доброва в Кирхе святого Иоанна в Геттингене.
Работы русского художника Геннадия Доброва, умершего в 2011 году, выставлены в Кирхе св. Иоанна. Выставка " Автографы войны" проходит в рамках проекта " Памяти жертв национал-социализма" и приурочена к 70-летию освобождения Освенцима. Тематически работы разделены на два раздела - портреты инвалидов Второй мировой войны и рисунки, сделанные в концлагерях Европы.
Портреты представлены в большом формате и расположены в двух нефах кирхи. А рисунки из серии " Реквием", сделанные художником в малом формате, лежат на столе в двух папках. И тем не менее, несмотря на малый формат, эти рисунки производят сильнейшее впечатление на зрителя.
Это всё образы Боли. Они показывают нам гражданские жертвы войны, и также ужасные последствия жестоких сражений. И при этом рисунки документальны. Портреты были выполнены художником в 70-е годы и вызывают шок.
Художнику удалось показать каждого человека очень глубоко и реалистично, передать его телесные и душевные раны даже в том случае, когда от человека остался только обрубок. Эти картины очень тяжелы для восприятия, но они органично смотрятся здесь, в строгом пространстве кирхи.
Людей, которых изобразил Добров, он встретил на своей родине, где посещал дома инвалидов и интернаты. Эти картины буквально кричат о смерти, потере, безнадёжности, опустошённости и, одновременно, являются упрёком. Но, в то же время, они показывают несломленную гордость этих людей, и иногда даже их улыбки. Многочисленные детали этих рисунков усиливают трагическое настроение. Например, маленькая бабочка на рисунке «Отдых в пути», которая порхает перед уставшими глазами инвалида. Он без ног и расположился на маленькой тележке.
Или очень эмоциональная работа «Книга о любви» (ставшая визитной карточкой выставки, прим. М.Тимофеевой). На ней изображена пожилая женщина без рук, с большим усилием листающая книгу. Добров показал нам войну с необычайной выразительностью и в конкретных лицах. Однажды увидев эти работы, вы уже никогда не сможете их забыть. И, в то же время, эти портреты являются не только напоминанием о прошлом, но и страстным протестом против войны и насилия. Предупреждением всем будущим поколениям, мощным призывом к миру.
Перевод с немецкого Марины Тимофеевой.
|