«…Тему страдания людей, переживших и не переживших войну, Геннадий Добров продолжил в большой серии рисунков «Реквием», выполненных им в 1994 г. в Польше и Чехии. Дотошно обследуя с карандашом в руках все уголки и закоулки бывших фашистских концлагерей, работая в фондах музеев Освенцима, Майданека, Штуттгофа, Гросс-Розена и Ламсдорфа в Польше, а также Терезина в Литомержицах в Чехии, художник создал уникальную документальную коллекцию рисунков. Здесь нет портретов, как в серии «Автографы войны», но вещи, оставшиеся от убитых, виселицы и печи говорят сами за себя.… Это памятник страданиям людей нашего поколения».
(Из творческой характеристики от Московского Союза художников).
Работа в концлагере Майданек. Польша. Фото 1994 г.
Геннадий Добров.
Польша. Штуттгоф. Фото 1994 г.
В Штуттгофе у газовой камеры.
Польша. Фото 1994 г.
Поначалу предполагалось, что пейзажи бывших концлагерей Западной Европы станут добавлением к серии «Автографы войны». Субсидировать поездки согласился «Инкомбанк». В течение 1994 года Геннадий посетил концлагеря Польши и Чехии: Штуттгоф, Освенцим, Майданек, Гросс-Розен, Ламсдорф, Терезин и Литомержицы. В 2000-м году по приглашению музея «Карлхорст» рисовал в Германии – в Заксенхаузене, в Равесбрюке и Бранденбурге. Печи, газовые камеры, трубы крематориев, огромные саркофаги с костями… - по изощрённости насилия и безумию уничтожения друг друга «просвещённая христианская» Европа ничем не уступала «дикому» Востоку. Серия содержит около 70 рисунков и набросков. В 1995 году она выставлялась на персональных выставках в Госдуме РФ и в Польском культурном центре, а в 1999 году - в Музее на Поклонной горе. За эту серию Геннадий Добров получил звание «Заслуженный художник РФ». В настоящее время серия «Реквием» также находится в Музее на Поклонной горе.
Открытие выставки «Листы скорби» в Госдуме РФ. 1995 г.
На выставке «Листы скорби» в Госдуме. 1995 г.
На выставке «Листы скорби» в Польском культурном центре. Москва. 1995 г.
В 1995 году восстановленную из руин после пожара мастерскую на Столешниковом переулке пришлось оставить – дом шёл под снос. Художник переселяется в старинный, очень запущенный особнячок на Товарищеском переулке в районе Таганки. В течение нескольких лет творческая работа совмещается с активным обустройством нового места.
Мастерская на Таганке (Товарищеский пер.31,стр.6) Фото 2007 г.